Документ
С исторической миниатюры В. Пикуля «Жизнь генерала- рыцаря»об участии генерала Я.П. Кульнева в боевых действиях
… Человеку нормального роста эфес сабли Кульнева доходил до плеча Яков Петрович был великаном, души добрейшей и благородной. А вид имел зверский: нос у него громадный …весь в кущах бакенбард, зачесанных вперед от висков, а глаза — как угли …
… Майор был беден. … Все деньги, какие были, отсылал домой. Кормился же из котла солдатского. Павел I, вступив на престол, издал приказ
о количестве блюд по званиям: майор должен был иметь за столом
непременно три кушанья… Император спросил Кульнева:
— Доложи — каковы три кушанья ты отведал сей день?
— Одну лишь курицу, ваше величество.
— Как ты смел?
— Виноват. Но сначала я положил ее плашмя. Потом смело во¬друзил ребром. И наконец безжалостно обкусал ее сбоку…
… В боевой жизни Кульнев преображался. Становился весел, шутлив, смеялся летящим ядрам; он слагал стихи друзьям …
… Слава подлетала к нему не спеша. Не было сражения, в кото¬ром бы не прогремело имя Кульнева. … В кре¬стьянских избах, на постоялых дворах и харчевнях «храбрым Куль¬невым» стали украшать стены. И мужчины, попивая чаек, уже тол¬ковали о нем, как о герое всенародном …
… В дерзких рейдах по тылам врага Кульнев выковал тактику партизанской борьбы …
… Близился год 1812 …
— Ежели, — говорил он в эти дни, — паду от меча неприятель¬ского, то паду славно, почитая себе за счастие каплей крови по¬следней жертвовать защите отечества!
… Яков Петрович с тревогой оглядывал отчие места, затянутые дымом от сгоревшего пороха.
— Жано, — сказал он своему адъютанту Нарышкину, — ты бы знал, милый, какая тоска гложет сердце. Ведь это моя родина! Не¬подалеку отсюда есть постоялый двор в Клястицах, где проездом, сорок восемь лет назад, нечаянно родила меня матушка…
Ударом небывалой ярости Кульнев обрушил своих гусар на противника. Расколошматил французов в пух и прах. Они стояли перед ним дрожащие. Среди пленных, весь в блеске мундира, за¬стыл и любимец Наполеона — генерал Сен-Жени.
… Сен-Жени был первым генералом Наполеона, который попал к нам в плен, и Москва сбегалась смотреть на него, как на чудо.
… Битва разгорелась возле селе¬ния Клястицы, где он родился. И это была первая значительная битва в Отечественной войне 1812 года …
— Вперед, гусары! — призывал Кульнев.
Навзничь он опрокинул бригаду французского генерала Кабрино. А за этой бригадой вдруг выросли пред ним, как стенка, главные силы противника.
— Время жить кончилось, — сказал Кульнев. — Ныне при¬стало время умирать. Найдется ли у нас в обозе хоть одна бутыл¬ка шампанского? Разопьем ее поскорее и поспешим в битву, гусары!
… Генерал-рыцарь Яков Петрович Кульнев сражался до конца.
Из брошенной мортиры, прикрывая отход своих товарищей, он стал обкладывать ядрами колонну противника. Здесь его на¬стигло французское ядро, которое оторвало ему две ноги сразу.
Обезноженный Кульнев не терял сознания.
Одним движением руки он сорвал с себя все ордена:
… По¬следним усилием Кульнев завернулся в шинель солдата. Он желал умереть как рядовой великой армии. Но весть о гибели Кульнева все же дошла до Наполеона, и в письме к своей молодой жене им¬ператор поделился своей радостью…
… Кульнев был первым русским генералом, павшим в Отечест¬венной войне, и Москва облеклась в траур.
Пикуль В. Миниатюры. Петрозаводск, 1988. – С. 98–107.
Вопросы и задания: 1. Определите, в чём проявился патриотизм Я.П. Кульнева. 2. Определите, каким образом регулярным войскам российской армии могла понадобиться тактика ведения партизанской войны в боевых действиях 1812 г. 3. Как можно объяснить поступок раненого генерала?